28 марта 2009, 23:55

Осетины

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Самоназвания - ирон, дигорон, - народ. Основное население Республики Северная Осетия - Алания (в составе Российской Федерации) и Южной Осетии. Живут также в ряде районов Грузии, Кабардино-Балкарии, в Ставропольском крае РФ, в Карачаево-Черкесской Республике. Общая численность в России - около 402 тысяч человек (1989), в том числе 299 тысяч в Северной Осетии; в Грузии - около 160 тысяч, в том числе 65 тысяч человек - в Южной Осетии.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с 19 в.) на основе русского алфавита. Верующие - православные, есть мусульмане.

Формирование народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами-скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В 13 в. раннефеодальное аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских феодалов. В 1774 г. Северная Осетия, а в 1801 г. Южная (в составе Грузии) добровольно вошли в состав России, что способствовало преодолению племенной и феодальной раздробленности среди осетин и завершению процесса сложения осетинской народности. В конце 18-19 вв. началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам царским правительством, закреплялись в основном за осетинскими феодалами. После Октябрьской революции 1917 г. осетины получили полные права на обрабатываемые ими земли; происходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 г. была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 г. - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 г. была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. Юго-Осетинская АО в составе Грузии упразднена в декабре 1990 г. после заявления руководства Южной Осетии о повышении статуса автономной области до статуса республики в составе Грузии, что стало одной из причин грузино-осетинского конфликта. Северо-Осетинская АССР в составе России преобразована в Республику Северная Осетия-Алания.

На равнине основное традиционное занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине - трехполье. Главное орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжелый плуг, в упряжке которого было до восьми волов. Были развиты домашние промыслы, ремесла - производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Традиционные поселения в горах (кау) - небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал - камень, в лесистых ущельях - дерево. Дома одно- или двухэтажные (первый этаж для скота), крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырехугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещенная с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение - кунацкая. Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3, 5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трехэтажные башни, разнотипные склеповые сооружения, языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырехскатной крышей, первый этаж из камня, второй - из дерева. Менее зажиточные осетины жили в турлучных (плетневых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционная мужская одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма - кинжал. Женская повседневная одежда до 19 в. по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию со сплошным передним разрезом и длинными нарукавниками, под ним - шелковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась легким ажурным платком.

Традиционная пища близка пище др. народов Кавказа; преобладали кисломолочные продукты, пироги с мясом, сыром, фасолью. Напитки - квас, пиво.

Осетины сохраняли традиционные институты (пережитки родового деления, взаимопомощь членов рода, патриархальная община и др.) и обычаи (экзогамия, обычное право и др.). Большинство осетин исповедовало православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Литература:
  • Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. — Орджоникидзе, 1987.
  • Хамицаева Т. А. Историко-песенный фольклор осетин. — Орджоникидзе, 1973.
  • Магометов А. X. Культура и быт осетинского народа. — Орджоникидзе, 1968.
  • Калоев Б. А. Осетины (Историко-этнографические исследования), 2 изд. — М., 1971.

Источники:

  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

12 мая 2024, 16:43

12 мая 2024, 15:46

  • Семь бойцов со Ставрополья убиты на Украине

    Александр Ольховский, Роман Поздняков, Олег Семенов, Гельды-Мурат Османов, Сергей Шейко, Хасан Бекмухаметов и Тимирхан Бекбаев убиты в зоне боевых действий, сообщила администрация Нефтекумского района. С начала военной операции на Украине власти признали убитыми как минимум 366 бойцов со Ставрополья.

12 мая 2024, 14:48

12 мая 2024, 13:50

  • Контрактник из Адыгеи осужден за оставление части

    Защита контрактника Алия Халита оспорила приговор Майкопского военного суда, указав что причиной отсутствия бойца на службе стало состояние здоровья. Южный окружной военный суд оставил в силе шестилетний срок Халиту.

12 мая 2024, 12:58

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей