Избитые журналисты собирали материалы о похищениях и пытках в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Журналисты, пострадавшие в ходе нападения на микроавтобус Сводной мобильной группы, направлялись в Грозный для сбора материала о похищениях и пытках в республике. В частности, они интересовались обстоятельствами смерти двух уроженцев Чечни, депортированных ранее из Норвегии, сообщили источники "Кавказского узла".
Как писал "Кавказский узел", 9 марта на границе Ингушетии и Чечни в ходе нападения были избиты восемь правозащитников и журналистов, а также водитель микроавтобуса СМГ. Их автомобиль был сожжен. По словам пострадавших, нападавшие называли их террористами и предателями. Тем же вечером в Ингушетии был атакован офис СМГ.
Приезд журналистов в Чечню был связан со сбором информации о похищении и, возможно, насильственной смерти в Чечне двух местных жителей, которые ранее, опасаясь за свою жизнь из-за преследований со стороны властей, пытались получить убежище в Норвегии, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" источник из Норвегии, знакомый с убитыми.
«Они приехали в Норвегию и подали прошение о предоставлении им убежища. Предоставили уйму доказательств. В суд было представлено письмо «Мемориала», также сообщавшее о том, что людей нельзя высылать в Россию. В поддержку выступили Черкасов и Ганнушкина (председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов и глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, – прим. "Кавказского узла"). Однако суд вынес отказ, и их насильно депортировали в Россию", – рассказал он.
По его словам, спустя менее года оба были обнаружены мертвыми. "Меньше чем через год одного убили, представив это «автокатастрофой». На теле были следы пыток. Второго депортированного похитили и через месяц нашли в реке Аргун также со следами зверских пыток», – рассказал он.
Материал о смерти двух чеченцев после депортации ранее опубликовало норвежское издание Ny Tid, а также этой историей заинтересовалась правозащитная организация «Норвежский Хельсинский комитет», отметил он. «Я не могу называть имена и фамилии убитых, так как опасаюсь за жизнь их родственников, продолжающих жить в Чечне», – добавил он.
Депортированные молодые люди опасались возвращения в Чечню, зная, что их убьют, рассказал "Кавказскому узлу" еще один источник, знакомый с делом.
«Сейчас все представлено, как будто в одном случае это была авария, а в другом – человек утонул. Разумеется, правоохранительные органы дела не завели. Родственники молчат, опасаясь за свою жизнь», – сказал он.
Каляпин: нападением было показано, что "не нужно совать нос в чужие дела"
Журналисты совместно с сотрудниками Комитета по предотвращению пыток занимались расследованием информации по теме, касающейся похищений и пыток людей, заявил "Кавказскому узлу" глава Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.
Он не уточнил, с каким именно делом было связано журналистское расследование. «Комитет по предотвращению пыток в Чеченской Республике занимается одной темой – это похищение людей и пытки. И понятно, что если журналисты приехали к нам, то не будут восторгаться фантомами», – сказал Каляпин.
По его словам, нападавшие дали понять, что в Чечню ездить не нужно.
Несмотря на то, что нападение на журналистов и членов Комитета по предотвращению пыток произошло в Ингушетии, его необходимо связывать с властями соседней Чечни, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Каляпин ранее назвал это нападение демонстрацией вседозволенности и акцией устрашения.
«Я думаю, нападение направлено не столько на нас... теперь они пытаются решить следующую задачу: они пытаются отстранить от нас средства массовой информации. Если в Чечне с нами ни одно местное СМИ не работает, так как там все контролируется... то какие-то федеральные, независимые СМИ или иностранные журналисты продолжают с нами работать. Нападение делалось, чтобы продемонстрировать им, что в Чечню, по крайней мере, самим ездить не нужно, не нужно совать нос в чужие дела", – считает Каляпин.
Он полагает, что целью нападения было "напугать и журналистов, и их начальство". "Чтобы в следующий раз любое информационное агентство тысячу раз подумало, прежде чем кого-то отправить в Чечню", – отметил правозащитник.
Дубровина: пострадавшие журналисты собирались взять интервью о деле Клыха и Карпюка
Пострадавшие журналисты направлялись в Чечню для освещения судебного процесса по делу граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха, обвиняемых в участии в боях на территории республики, рассказала "Кавказскому узлу" адвокат подсудимых Марина Дубровина.
"Кавказский узел" информировал, что дело Карпюка и Клыха рассматривается в Чечне с 27 октября 2015 года с участием присяжных заседателей. Подсудимым вменяется причастность к убийствам не менее 30 военнослужащих и ранениям еще не менее 13 во время первой чеченской кампании. По данным следствия, Николай Карпюк и Станислав Клых были членами созданной в начале 1990-х годов организации УНА-УНСО. Карпюк и Клых отрицают свое участие в конфликте в Чечне и заявляют о пытках во время следствия. Карпюк и Клых признаны Правозащитным центром "Мемориал" политзаключенными.
По словам Дубровиной, 9 марта в 19.05 она переговорила по телефону с Егором Сковородой, который сообщил, что он вместе с коллегами направляется к ней. В 20.00 адвокат вместе с журналистами и правозащитниками должна была встретиться в гостинице, но никто не приехал, отметила она.
«Мы договорились об интервью о деле Клыха и Карпюка. В 21.13 мне позвонил Егор и сказал, что на них напали, люди лежат лицом вниз. Он сообщил, что им били окна машины, кричали – "вы террористы"… Сегодня (10 марта) в 5 утра я получила SMS с текстом «Марина, все хорошо, мы живы», – рассказала Дубровина.
Новости о случаях преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на странице "Преследование активистов", а материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа – на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".
источник: корреспонденты "Кавказского узла"