Дело Титиева привело к закрытию офиса "Мемориала" в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд по делу главы грозненского "Мемориала" откровенно поддерживает сторону обвинения, но защита рассчитывает на освобождение Оюба Титиева после приговора, заявили адвокаты на пресс-конференции в Москве. После ареста Титиева и давления на его коллег офис "Мемориала" в Чечне прекратил существование, рассказал руководитель программы «Горячие точки» Олег Орлов.
Как писал "Кавказский узел", 21 февраля завершилось судебное следствие по делу главы грозненского "Мемориала" Оюба Титиева. Адвокаты Титиева указали на обвинительный уклон процесса и заявили о готовности к серьезной борьбе в прениях. На пресс-конференции 6 марта адвокаты Титиева провели эксперимент, который свидетельствует, по их мнению, о фальсификации в деле. Видеотрансляция пресс-конференции велась на "Кавказском узле".
9 января 2018 года Оюб Титиев был дважды задержан по дороге в Курчалой. В первый раз его задерживала группа быстрого реагирования, во второй - сотрудники ДПС, следует из показаний Титиева. После первого задержания и заявления Титиева, что оно проходило с нарушениями, правозащитника заставили сесть в машину и доехать вместе с силовиками до того места, где его задержали. Там Титиева опять остановили полицейские, на этот раз с понятыми - и пакет наркотиков изъяли во второй раз. Титиев настаивает, что наркотики ему подбросили, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о деле Оюба Титиева".
Исход суда по делу Оюба Титиева фактически предрешен, поскольку главу грозненского "Мемориала" уже объявил виновным глава Чечни Рамзан Кадыров, заявил на пресс-конференции в Москве 6 марта адвокат Илья Новиков.
«Если Кадыров публично говорит, что Титиев — наркоман, как может оказаться, что судья любого суда в республике занял позицию, что Титиев не наркоман?» - цитирует слова Новикова корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на мероприятии.
Основное внимание участники пресс-конференции уделили нарушениям, допущенным в ходе судебного процесса. Во время судебного следствия защита заявляла ходатайства об исключении отдельных доказательств из дела или о приобщении новых доказательств, но суд практически все ходатайства защиты отклонил, отметил Новиков.
Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров несколько раз публично называл Оюба Титиева наркоманом, не упоминая при этом его фамилию. В августе 2018 года Рамзан Кадыров также назвал правозащитников, которые критиковали работу силовых структур после серии нападений на полицейских в республике, врагами жителей Чечни. В своем выступлении он поставил сотрудников правозащитных организаций в один ряд с боевиками, объявив, что запрещает им посещать Чечню "после окончания суда".
Суд удовлетворил только те ходатайства, которые не имел права отклонить, указала юрист Правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова.
«Была (видна) четкая разница между отношением к аргументам защиты и аргументам обвинения. Аргументы обвинения принимались на веру практически сразу же, а любой аргумент со стороны защиты воспринимался как нечто недостаточно правдоподобное или не имеющее отношения к делу. Некоторые ходатайства отклонялись не на основании аргументов обвинения, а на основании аргументов судьи. Суд превратился из состязания защиты и обвинения в состязание с участием судьи на стороне обвинения», - сказала Глушкова.
Многие ходатайства защиты, отвергнутые судом, преследовали цель прояснить те или иные моменты задержания Оюба Титиева. Адвокаты стремились выявить противоречия в версии обвинения, подчеркнул руководитель программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Олег Орлов.
Одно из ходатайств он привел в качестве примера: адвокаты просили установить судьбу телефонов, которые в день задержания были у Титиева, но в полицейском протоколе не упоминались.
«У нас есть четкое правило — наш сотрудник не выходит на работу без включенного мобильного телефона. У Оюба были при себе мобильные телефоны - сразу три, ключи от офиса, планшет. По официальной версии (обвинения) оказывается, что он ехал на работу без ключей от офиса, без телефонов, без всего. Адвокаты ходатайствовали: давайте попросим «Мегафон» и «Билайн» провести биллинг телефонов, чтобы установить их местонахождение в тот день. Отказали», - сказал Орлов.
Эксперимент, который провела прямо на пресс-конференции адвокат Титиева Марина Дубровина, касался главного доказательства обвинения - пакета с марихуаной, к которому оказался приклеен скотч с волосом Титиева. Дубровина доказала, что приклеенный скотч не мог быть снят с такого пакета без его повреждения. Адвокат Петр Заикин напомнил участникам пресс-конференции, откуда в деле взялся скотч с волосом Титиева - после ареста правозащитника силовики разыграли с ним сцену подготовки к пыткам, используя, среди прочего, скотч.
Защита Титиева ранее заявляла, что скотч со следами "биологического материала" в материалах дела выступает единственным связующим звеном между Титиевым и пакетом с наркотиками.
«Его привязали к стулу, руки завели назад, голову обмотали скотчем. Вдруг «внезапно» заходит третий (силовик) и обращается к тем двум, ругая их: что вы, мол, делаете? Те снимают скотч, и вместе со скотчем срывают несколько волос. Кроме того, эксперт, проводивший первое исследование, зафиксировал, что изначально марихуана лежала в одном пакете, его положили во второй, а затем в третий. А теперь оказалось, что пакетов не три, а два», - пояснил Заикин.
Обвинению не удалось объяснить, зачем к пакету с марихуаной приклеена двадцатисантиметровая полоса скотча, если ничего не заклеивает, отметил Илья Новиков. Татьяна Глушкова привела формулировку суда, который отказался исключать скотч из числа доказательств: «не исключено, что скотч мог приклеиться».
Показания ключевого свидетеля обвинения Басханова защита подвергла критике. На заседании суда Басханов давал показания «в несколько необычном состоянии» - он вел себя неадекватно, напомнил Петр Заикин.
Свидетель Умар Басханов 13 сентября заявил в Шалинском горсуде, что дважды видел главу грозненского "Мемориала" Оюба Титиева курящим анашу. Давая показания, он часто закатывал глаза, выкрикивал непонятные реплики, воспроизводил странные звуки, чесался и дергался. Защита назвала его показания абсурдными, предположив, что Басханов является негласным сотрудником РОВД.
Дело Титиева не может рассматриваться вне общего контекста ситуации с правами человека в Чечне, обратила внимание представитель Human Rights Watch Рейчел Денбер.
«Мы видим десятилетнюю историю давления на правозащитников и журналистов, поджогов офисов, гонений на любого человека, который смеет критиковать Рамзана Кадырова и правительство Чечни», - подчеркнула она.
И до ареста Оюба Титиева в Чечне «были такие дела с подбрасыванием наркотиков людям, которые критиковали власть», отметила Денбер.
Корреспондент "Кавказского узла" Жалауди Гериев в сентябре 2016 года был осужден по делу о хранении наркотиков. Журналист назвал дело сфабрикованным. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен материал "Главное о деле Гериева: от похищения до обжалования". Президент международного общественно-политического движения "Ассамблея народов Кавказа" Руслан Кутаев также был осужден по обвинению в незаконном хранении наркотиков в Чечне, но не признал вину. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликованы биографии Руслана Кутаева и Жалауди Гериева.
Дело Титиева - важное звено в цепи давления на «Мемориал» и другие правозащитные организации на Северном Кавказе, отметил Олег Орлов. Он напомнил, что за арестом Титиева последовали атаки на представительства "Мемориала" в Дагестане и Ингушетии.
Именно Оюб Титиев был источником информации о многочисленных нарушениях прав человека в Чечне, обратил внимание адвокат Петр Заикин.
«Для чеченских (властей) Оюб был головной болью - через него адвокаты, журналисты, правозащитники узнавали о реальной ситуации в Чечне. Это не столько расправа над Титиевым, сколько сигнал юристам, журналистам, правозащитникам и адвокатам: вот что с вами будет если вы будете продолжать работать в Чечне», - сказал он.
На пресс-конференции присутствовал корреспондент ЧГТРК «Грозный», который взял микрофон и вместо вопроса высказал ряд утверждений. Представитель грозненского телевидения объяснил интерес западных журналистов и дипломатов к делу Титиева тем, что оно «связано с именем Кадырова». Он хвалил Чечню как «самый безопасный регион России», напоминал об уголовном преследовании одного из родственников правозащитника. Вместе с тем журналист признал, что Оюб Титиев «хороший и благородный человек».
Рамзан Кадыров давал понять, что преследование Титиева он одобряет, и возбуждение дела - не «низовая инициатива», отметил адвокат Илья Новиков. Он также напомнил журналисту о показаниях односельчан Титиева: почти два десятка пожилых и авторитетных жителей Курчалоя в суде категорически отвергли версию обвинения.
Дело Оюба Титиева привлекло внимание ООН, Совета Европы, ОБСЕ и президента Франции Эммануэля Макрона, напомнила Рейчел Денбер. У правозащитников была надежда, что их заявления смогут оказать влияние на судьбу главы грозненского "Мемориала", поскольку власти при желании могут прекратить его преследование в любой момент.
«Давайте вспомним, каков был уровень давления на адвокатов в начале дела. Потом, когда оно (получило огласку) за рубежом, это давление в отношении адвокатов и всех, кто ездит на процесс, практически исчезло», - сказал Олег Орлов. Он добавил, что международная поддержка важна и для самого Титиева: «ему важно понимать, что его позицию разделяют в мире».
По словам Татьяны Глушковой, защита Титиева намерена подать в ЕСПЧ жалобы на нарушения его прав - длительный срок содержания под стражей, слишком позднее предъявление обвинения и отказ в освобождении под поручительство сразу двух кандидатов в президенты России. «После окончания суда мы планируем обратиться в ЕСПЧ с жалобой на несправедливое судебное разбирательство», - сказала Глушкова.
После приговора защита намерена добиваться переноса апелляционного процесса по делу Титиева за пределы Чечни, отметил Илья Новиков. «Нам предстоит обсуждать с Верховным судом России, с Верховным судом Чечни — могло ли быть это дело со всем его багажом рассмотрено Шалинским судом? Есть случаи, когда Верховный суд переносил рассмотрение дела в другой регион, чтобы судебный процесс был (огражден) от давления», - сказал адвокат. У защиты есть надежда, что при вынесении приговора Титиеву назначат срок, равный уже фактически проведенному им в заключении времени.
Из-за насильственных акций против сотрудников «Мемориала» и угроз в их адрес офис организации в Чечне прекратил свое существование, констатировал Олег Орлов. «Но это не значит, что мы прекратили работать в Чечне. Работа продолжается но в иных формах», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
После убийства Натальи Эстемировой в 2009 году работа «Мемориала» в Чечне была на некоторое время приостановлена. «Оюб был один из тех чеченских коллег, которые считали, что надо возобновить работу офиса. Они нас убеждали: „Мы не можем бросить республику. Мы должны продолжать в память о Наташе“», - рассказывал ранее Олег Орлов. На "Кавказском узле" опубликована биография Оюба Титиева.
Материалы о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чечне "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне". Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"