Уголовный кодекс. © Фото Елены Синеок, Юга.ру

17 января 2021, 01:29

Адвокаты сочли суровый приговор Чотчаевой местью силовиков

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жительница Карачаево-Черкесии Фатима Чотчаева, приговоренная к 10 годам за перевод денег в Сирию по просьбе дочери, активно пыталась вернуть родных домой и отказалась сотрудничать со спецслужбами, и столь суровый приговор стал местью силовиков, считают опрошенные "Кавказским узлом" адвокаты. По их мнению, государству не нужны те, кто сейчас содержится в особых лагерях в Сирии.

Как сообщал "Кавказский узел", уголовное дело о финансировании терроризма (часть 1.1 статьи 205.1 УК РФ) было возбуждено 25 июля 2019 года в отношении Фатимы Чотчаевой, ее арестовали.  6 апреля 2020 года прокуратура вернула ее дело на доследование, 9 июня 2020 года срок ареста Чотчаевой был продлен на полгода. 14 января суд приговорил Чотчаеву к 10 годам заключения. Осужденная вину не признала.

17 июля 2019 года сотрудники управления ФСБ по Карачаево-Черкесии провели "оперативный эксперимент", передав Чотчаевой через подставное лицо 40 тысяч рублей с просьбой сделать перевод в Сирию. В тот же день Чотчаева перевела деньги в Турцию на имя Феруза Газиева, после чего была задержана сотрудниками УФСБ. Чотчаева обвиняется в финансировании терроризма. Максимальное наказание по этой статье – 15 лет лишения свободы. Обвиняемая вину не признает. По ее словам, отправленные деньги предназначались ее дочери и внукам, которые жаловались на бедственное положение в лагерях курдских боевиков.

Адвокат Эльвира Айдинова, которая представляла интересы Фатимы Чотчаевой в ходе следствия, считает, что столь жесткий приговор связан с тем, что Чотчаева отказывалась признать вину в финансировании террористической организации, как настаивали силовики. «Силовики настаивали на признании вины. Говорили: «Признавайте вину, вам будут уступки». Потому что до нее был приговор три года по досудебному соглашение, тоже женщина из КЧР. Но Фатима заявляла: «Моя дочь не террористка, я отправляла деньги ей на еду и ее детям троим грудным на еду на лекарства». Дочь с внуками ее находятся в лагере Аль-Холь в Сирии, где нет никаких условий для нормальной жизни», - рассказала Айдинова 16 января корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Айдиновой, Чотчаева упорно отказывалась признавать, что ее дочь состояла в рядах террористической организации. «Она говорила: "Каким образом моя дочь участвовала в деятельности ИГИЛ*? Что она, стреляла, убивала кого-либо или что она делала? Она с мужем уехала и потом попала в этот лагерь. А я, посылая деньги, кормила своих детей и внуков". Позиция такая была, она не отходила от этой позиции, не хотела ничего признавать», - пояснила адвокат.

По её словам, фактически имела место провокация со стороны спецслужб, по итогам которой Чотчаева и оказалась под следствием. «Это был так называемый «оперативный эксперимент». Провокация была проведена. Ей пришло сообщение на телефон, как будто дочка написала: «Мама, деньги пришли мне, но дадут тебе денег, добавишь еще и пришлешь мне. Это нам на еду в этом лагере. Девочки, которые со мной в одной палатке живут - дагестанки». После этого провокационного сообщения прошло некоторое время, и появляется парень. Он ей позвонил и сказал: "Я от вашей дочери. Так-то и так. Я приеду, давайте встретимся, я передам вам деньги. Надо отправить. Там в этой палатке моя сестра находится вместе с вашей дочкой. Надо отправить им деньги, чтоб они там с детьми с голоду не умерли". Она встречается с ним, получает эти деньги - и ее задерживают», - рассказала Айдинова.

При этом, по словам адвоката, до "оперативного эксперимента" Чотчаева пыталась вызволить дочь и внуков из Сирии. «Она обращалась и к (главе Чечни Рамзану) Кадырову, ездила в Москву, в министерство иностранных дел, к уполномоченному по правам человека, уполномоченному по правам детей… Все документы, что у нее были, я приобщила к материалам дела - как она ее искала, просила помочь, содействовать в возвращении детей и внуков и так далее, Есть ответы от (уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны) Москальковой и от (уполномоченного при президенте Российской Федерации по права ребенка Анны) Кузнецовой, что «да, мы посодействуем, мы поможем вернуть ваших детей». Все есть в материалах дела», - указала Айдинова.

Она также сообщила, что почти одновременно с дочерью, которая уехала с мужем и ребенком, в Турцию уехали престарелая мать Чотчаевой и её брат с семьей, но их следы теряются. «Они без вести пропали. Уезжали как бы в Турцию, но спецслужбы говорят, что они умерли в боевых действиях. Они на всех возбудили дела заочные по 205 статье - и на ее дочку, и на брата», - сказала Айдинова.

Чотчаева пыталась вызволить дочь и внуков из Сирии

Адвокат Фарида Каракетова, которая защищала Фатиму Чотчаеву на суде, сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что приговор планируется обжаловать. «В настоящее время он только оглашен, есть только резолютивная часть. В течение пяти дней нам должны дать обоснование приговора, и после этого мы подадим полную апелляцию», - отметила она.

По словам адвоката, снисхождение, вероятно, могло бы быть, если бы Чотчаева признала свою вину, но это было для неё принципиально неприемлемо. «Ей так и сказали: если бы она призналась в финансировании терроризма, то ей, наверно, суд бы снохождение дал. А с другой стороны, понимаете, ее дочь с детьми находиться в лагере Аль Холь, где, как говорят, ещё 75 000 женщин и детей разных наций. Фатима утверждает, что помогала только дочери и внукам. А признай она вину в финансировании терроризма, она этим своей дочери подписывает приговор, что она террористка», - пояснила Каракетова.

По её мнению, приговор суров и несправедлив хотя бы ввиду того, что никаких негативных последствий от действий Чотчаевой не зафиксировано. «Ну что она сделала? От ее действий кто пострадал? Что финансировалось? Покупка чего? В этом лагере люди в нужде. Десять лет Чотчаевой лишь за то, что отправляла деньги своей дочери? Даже лицам, которые находятся в тюрьмах и признаны виновными, разрешено передавать деньги и вещи. Дочь находится в лагере, сотрудники спецслужб считают, что это лагерь пленных, где содержатся жены боевиков. Фатима говорит, что это лагерь беженцев, они могут свободно прийти и уйти. Но это люди, которые находятся в другой стране. А если у нее ребенок там сидит? Менталитет такой - родители дома продают, чтобы детям помочь, и скитаются», - посетовала Каракетова.

Адвокат сообщила также, что Чотчаева не имеет физических проблем в СИЗО, но психологически ей и её родственникам в Карачаево-Черкесии конечно трудно.

Она также отметила, что уголовное преследование её подзащитной началось после активных попыток добиться возвращения дочери и внуков. «После активных попыток на нее завели уголовное дело. Большая ошибка Фатимы: она полагала, что сотрудники [спецслужб] ей окажут хорошую помощь. И те действия, которые она выполняла, она с ними в принципе согласовывала. Если она звонила куда-то, она говорила, что звонила туда. Если она отправляла какие-то переводы - а в Сирию же нет прямых переводов, нельзя прийти в банк и отправить на имя дочери - соответственно, она отправляла дочери через каких-то лиц. И она не скрывала, она давала сотрудникам данные лиц, которым она отправляла. Иначе как бы они установили? Органы были в курсе. Она обращалась к ним, ей обещали, что они ей помогут, что будет свободный коридор. Есть даже распечатка, где дочь говорит, что устала их (представителей российских спецслужб - прим. "Кавказского узла") ждать, почему их нету, что если они придут за мной, пусть в мечеть подойдут и спросят о такой-то. Понимаете? Наивность. Государству (российскому - прим. "Кавказского узла") эти люди не нужны. Да, некоторых возвращают. Но в основном кого? Детей-сирот», - рассказала Каракетова.

По различным данным, на Ближнем Востоке находятся сотни или даже тысячи детей из Дагестана, Чечни и других регионов Кавказа. Их жизнь и здоровье находятся в особой опасности после того, как запрещенная в России судом террористическая организация "Исламское государство" начала терпеть масштабные поражения, говорится в опубликованном на "Кавказском узле" материале "Дети халифата: что их ждет после ИГ*".

Каракетова также связала суровость приговора с политикой государства. "Но как можно искоренить то, что связано с религией?" - задается она вопросом.

Суровый приговор Чотчаевой связан с отказом сотрудничать с силовиками

По мнению адвоката Тимофея Широкова, который ранее участвовал в процессах, где людей обвиняли в содействии терроризму, искать какие-то правовые основания в приговоре Чотчаевой нет смысла. «Тут мотив достаточно простой, я не вижу смысла какие-то правовые основания искать. Такими жесткими приговорами другим людям внушают: даже не приближайтесь к этой теме, даже не касайтесь, это всё, враги народа. Я это так расцениваю. Поэтому тут с точки зрения человечности, справедливости какой-то подходить вообще даже смысла нет никакого. Они просто законопатили человека. Если бы она (Чотчаева) просто порвала любые отношения, нигде никак не светилась, наверное, ее бы оставили в покое. А если она какие-то связи с ними поддерживает - никто не разбирается, что она поддерживала связи, просто как родственник. Им (силовикам) неважно. Все, ты поддерживаешь связь, значит, мы тебя загнобим», - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Адвокат отметил, что «система» не любит тех, кто отказывается от сотрудничества. «Почему одним больший срок дают, другим - меньший? По-моему, это очевидно. Те, кто признаются, те подыгрывают системе и получают меньший срок. Те, кто не признаются, те не подыгрывают. Это раздражает. У нас же нет никакой независимости суда, у нас суды, особенно военные суды, это абсолютно системный орган, который работает в системной упряжке. Соответственно, они точно также работают на достижение единых целей, и, соответственно, если обвиняемая «не сотрудничала», значит получай больше», - резюмировал Широков.

Новости о влиянии ИГ* на деятельность боевиков Северного Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также размещена справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.

* "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) – террористическая организация, запрещенная в России судом.

Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

10 мая 2024, 06:29

10 мая 2024, 05:33

10 мая 2024, 04:34

  • Политологи скептически оценили версию грузинских спецслужб о подготовке революции

    Служба госбезопасности Грузии выступила с заявлением о подготовке свержения власти в стране, а МВД пообещало жестко разгонять акции протеста. Противники законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» не преследуют цели смены власти революционным путем, но если документ будет принят, требования будут ужесточены, указали опрошенные “Кавказским узлом” грузинские политологи.

10 мая 2024, 03:35

  • Кубанские активисты назвали провальной работу властей по вывозу мусора

    Сотрудников муниципалитета в экстренном режиме привлекли к расчистке мусорных завалов в Ейске в ночь на 9 мая, однако относительный порядок навели лишь в местах массовых праздничных мероприятий, рассказали местные жители. В других частях города проблема, по их словам, до сих пор не решена. Мусорная реформа провалилась по всей Кубани, подобная ситуация сложилась даже в краевом центре, отметили активисты.

10 мая 2024, 02:36

  • Военный журналист Уча Абашидзе арестован в Тбилиси

    Полицейские задержали военного журналиста и блогера Учу Абашидзе после обыска в его доме в Тбилиси, вменив ему незаконный оборот оружия. Противники закона об иноагентах собрались возле дома Абашидзе, чтобы поддержать его, после этого силовики задержали некоторых активистов.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей