"Золотая" молодежь
"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".
Руслан Таркиев из Дагестана пишет о проблемах в дагестанской молодежной среде.
Руслан Таркиев (псевдоним): "Родился в 1970 году в Дагестане. Образование высшее, окончил два вуза. Специальности – экономист и юрист. Работаю заместителем руководителя в одной из коммерческих компаний".
Расслоение по социальному признаку все более ярко выражается в Дагестане. Особенно это заметно среди молодежи. С каждым годом растет число дагестанских яппи. Только, в отличие от яппи заокеанских, дагестанская "золотая молодежь" заработала капитал не своим умом, а тратит миллионы родителей, большинство из которых являются высокопоставленными чиновниками.
Какие же отличительные признаки местных молодых нуворишей? Начало карьеры - учеба в престижном вузе. Правда, учебой это можно назвать с большой натяжкой. Юные оболтусы приезжают в институт, только чтобы продемонстрировать свое кажущееся величие и богатство. Небольшая площадь перед Дагестанским университетом давно напоминает парад тщеславия – отпрыски местной политической элиты устраивают гонки на "мерседесах" и "кайеннах" вместо того, чтобы грызть гранит науки.
Да и учиться им, собственно, ни к чему – сердобольные папаши все равно устроят своих чад на престижную и высокооплачиваемую работу. А тем временем те, кто все пять лет добросовестно учился, будут вынуждены пополнить ряды безработных или идти в простые торговцы на рынок.
Мне довелось побеседовать с преподавателем университета. Так он честно признался, что вложить какие-то знания в головы богатых бездельников все равно не получится. Они не посещают занятия, да и не испытывают никакого желания чему-то научиться.
"Поэтому я не испытываю никаких угрызений совести, когда беру деньги, чтобы поставить на экзамене положительную оценку. Поставлю двойку – все равно заставят поменять отметку", - говорит преподаватель, чья месячная зарплата в пять раз меньше суммы, которую студенты-сибариты оставляют за один вечер в ресторане.
Если посмотреть на список молодых специалистов, работающих в дагестанских министерствах и ведомствах, то можно найти много знакомых фамилий. Все "хлебные" места отданы потомкам крупных региональных чиновников.
Другое популярное место работы – правоохранительные органы. Возможность иметь "корочку", дающую право беспрепятственного проезда и нарушения правил дорожного движения, и, особенно, наличие оружия – довольно веская причина, по которой элитная молодежь стремится устроиться в прокуратуру и другие силовые ведомства.
Ощущение того, что ты с детства будешь хозяином положения, вседозволенность, хамство, надменное отношение к представителям более низкой социальной прослойки – вот, за редким исключением, отличительные черты современной дагестанской элитарной молодежи.
Многие садятся на наркотики, и потом родители тратят огромные средства, чтобы вытащить детей из этой паутины. На автодорогах такие сынки, разъезжая со сногсшибательной скоростью без соблюдения всяких правил, становятся настоящим бедствием для пешеходов и соблюдающих закон автолюбителей. Если таких лихачей и остановят сотрудники милиции, то водитель дорогого авто с презрительной ухмылкой звонит своему высокопоставленному покровителю, который ненавязчиво убеждает милиционера отпустить нарушителя.
Подобная ситуация, связанная с социальной несправедливостью, уже провоцирует протестные акции среди населения. "Меня, как и других молодых людей, не имеющих богатых родителей, возмущает такое поведение наших сверстников, - рассказывает житель Махачкалы Мурад. – У нас нет возможности платить огромные деньги за учебу, давать взятки за устройство на хорошую работу. Способности и знания нынче не в цене. Неужели руководители Дагестана не думают о том, что те, кто с купленным дипломом заняли руководящие должности, должны будут в скором будущем управлять республикой? И чему научат такие горе-руководители?".
За последний год десятки моих знакомых уехали в Москву и другие города страны. Без взяток и протекций они устроились на хорошую работу, их ценят работодатели. Похоже, скоро в Дагестане по коридорам министерств будут бродить только порожденные подобной порочной системой чиновники с отсутствующим взглядом и ветром в голове.